Подстепкинский сельсовет Илекского района

                                             Главная | Мой профиль | Выход | RSS


Block title

Мои статьи

Прокуратура разъясняет

Главная » Статьи » Мои статьи

Аварийный жилищный фонд

Аварийный жилищный фонд - это жилищный фонд, отнесенный к категории непригодного для проживания и подлежащего сносу в установленном законодательством порядке на основании решения межведомственной комиссии.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан, проживающих в аварийном жилье, определены в Жилищном кодексе РФ.

Процедура признания жилья непригодным регулируется Положением о признании помещением жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Постановление № 47).

При каждом органе местного самоуправления создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

По результатам межведомственная комиссия осмотра признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение.

В распоряжении должно быть указано: о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным, то он может быть включен в программу по переселению из ветхого и аварийного жилого фонда.

В данном случае предоставление жилых помещений будет осуществляться в рамках программных мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилого фонда.

В зависимости от того, собственник или наниматель нуждается в предоставлении иного жилья, законодательство определяет различный порядок обеспечение жилищных прав:

Собственник - согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято путем выкупа.

Предоставление другого жилого помещения собственнику возможно в том случае, если аварийный дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Наниматель - согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 85, ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставление другого жилья должно отвечать обязательным критериям:

- быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (не только в соотношении жилой площади и площади

вспомогательных помещений, составляющих общую площадь жилого помещения, но и в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися);

- находиться в черте данного населенного пункта (города, поселка и т.п.), при этом необходимо учитывать, что крупный город с районным делением рассматривается как единый населенный пункт и, следовательно, при выселении жилое помещение может быть предоставлено в любом районе города;

- отвечать установленным требованиям, в частности санитарным и техническим правилам и нормам (вместе с тем не принимаются во внимание такие факторы или так называемые дополнительные удобства, как улучшенная планировка, наличие балконов, лоджий и т.п.).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и не может ухудшать имевшиеся ранее условия проживания.

Выплата собственнику выкупной цены помещения также имеет ряд особенностей.

Во-первых, выкупная цена должна включать в себя не только рыночную стоимость жилого помещения, но и все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду ( ч.7 ст. 32 ЖК РФ). При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, Президент РФ в Указе от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг постановил обеспечить, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработку комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

В целях исполнения указанного поручения Правительством Оренбургской области принято постановление от 30.08.2013 N 737-пп "Об утверждении государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" (вместе с "Государственной программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"), одной из подпрограмм которой является «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах".

Одной из задач указанной подпрограммы переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлдежащими сносу или реконструкции.

Согласно указанной Подпрограмме, муниципальные образования Оренбургской области принимают участие в реализации мероприятий Программы по следующим направлениям, среди которых переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными.

Основной целью Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Основное мероприятие Подпрограммы направлено на обеспечение выполнения обязательства государства по реализации прав граждан, проживающих в МКД, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение качества проживания.

Согласно Правилам предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета в рамках Подпрограммы, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. В рамках реализации основного мероприятия Подпрограммы, переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется по двум направлениям, вторым из которых, является переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не включенных в программы, финансируемые с участием Фонда ЖКХ, в том числе признанных таковыми после 1 января 2012 года. В целях реализации подпрограммы "Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 737-пп, приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 24.09.2015 N 127-пр утвержден порядок отбора муниципальных образований и многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для предоставления субсидий на софинансирование обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – по тексту Порядок).

Порядок определяет механизм отбора муниципальных образований и многоквартирных домов для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п. 1.1 Порядка).

В силу п. 1.2 Порядка, отбор осуществляется министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

В соответствии с п. 1.3 Порядка отбор проводится ежегодно в срок, установленный Минстроем Оренбургской области, а начиная с 2016 года с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

Участниками отбора являются муниципальные районы и городские округа Оренбургской области (далее - муниципальные образования) и многоквартирные дома, находящиеся в границах муниципального образования, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не включенные в программы, финансируемые с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, или признаны в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п.1.4 Порядка).

Наиболее часто возникающие вопросы:

1.Можно ли обжаловать решение о признании многоквартирного дома аварийным?

-Решение органа местного самоуправления, заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

2.Если граждане проживают в жилом помещении, непригодном для проживания, либо аварийном и подлежащем сносу доме, на праве коммерческого найма, поднайма, безвозмездного пользования, могут ли они наряду с собственниками и нанимателями жилья также получить иное благоустроенное жилое помещение?

-Нет, так как другое благоустроенное жилье предоставляется гражданам, которые имели право собственности, а также права владения и пользования жилым помещением по договору социального найма. Иные основания Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

3.Сохраняется ли право на улучшение жилищных условий для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в случае получения иного благоустроенного жилья взамен аварийного?

-В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления, при этом нельзя рассматривать снос многоквартирного дома как основание для выселения из жилого помещения с целью улучшения жилищных условий, поскольку оно носит иной, компенсационный характер. Таким образом, правовое положение граждан, состоящих на учете, не изменяется: с очереди они не снимаются и не теряют своего права.

4.Как защитить свои жилищные права?

Довольно часто граждане сталкиваются с безразличием органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам признания домов аварийными и их расселением, а подчас и с затягиванием сроков расселения, нарушениями при предоставлении иных жилых помещений.

В случае бездействия органов власти или несогласия с принятым решением по вопросу расселения аварийного жилищного фонда граждане вправе обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением.

По Вашей жалобе будет проведена прокурорская проверка и, при наличии оснований, будут приняты меры реагирования.

Кроме того, эффективным способом защиты жилищных прав в данных ситуациях является обращение в суд.

Гражданин может обратиться в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Указанный срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Progressor (18.12.2020)
Просмотров: 173
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Block title

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Block title

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

              Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

<
>

         Вход